© 2016 Икском.Хобби
19.07.2016 в 07:10

“Чёрный воронок” — символ эпохи

“Чёрный воронок” — символ эпохи

Что собой представляли довоенные советские автомобили? В первую очередь, это были жизненно необходимые для экономики грузовики. О выпуске машин для народа никто даже не задумывался, а легковушки предназначались лишь государственным учреждениям и армии. В этой статье мы расскажем вам о самом значимом автомобиле 30-40-х годов в СССР – Газ-М1. Он сумел завоевать народное призвание, несмотря на то, что создавался для партийных функционеров, силовиков и номенклатуры.

Как закалялась сталь

Всё началось с того, что в 1929 году советское правительство заключило соглашение с корпорацией Ford Motor Company, согласно которому Горьковский автозавод получил техническую документацию на новые модели Ford в течении 9 лет. Образцом для копирования выбрали четырёхдверный седан Ford-V8 1932 года. 

Осенью 1933 года в экспериментальном отделе ГАЗа начались работы по адаптации конструкции Ford-V8-40 с учётом производственных и технических возможностей завода. Главным конструктором и основоположником скорейшего запуска новой машины был назначен Андрей Александрович Липгарт, работавший в то время главным конструктором автомобильного отдела Центрального НАМИ (научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт). Липгарт – не менее значимая персона, чем его первое детище на Горьковском автозаводе. До 1951 года он возглавлял конструкторское бюро ГАЗа, и именно под его началом были произведены такие автолегенды, как ГАЗ-М20 “Победа”, ЗИМ-12, БА-64, ГАЗ-51. 


Назвать “Эмку” точной копией Форда нельзя — машина оснащалась модернизированным двигателем от ГАЗ-А (объём 3,3 литра, мощность 50 л. с.), была доработана коробка передач, увеличили сечение лонжеронов и ввели X-образную поперечину. С учётом наших дорожных условий внесли изменения в шасси: отказались от двух поперечных рессор в подвеске в пользу четырёх продольных и вместо перекрещивающихся спиц в конструкции колёс установили надёжные металлические штампованные диски. Интересная особенность: все двери у машины открывались против движения. Автомобиль развивал скорость до 100 км/ч, мог вместить до пяти человек и расходовал около 15 литров топлива на 100 км пути. Неплохие показатели для 30-х годов!

Созданный для “слуг народа”

Первые опытные образцы были собраны в январе 1934 года. Два года конструкцию М-ки доводили до ума: несмотря на формальное родство с Ford и ГАЗ-А, многие узлы и агрегаты пришлось проектировать с нуля. 15 марта 1936 года с конвейера Горьковского автозавода сошёл первый серийный экземпляр. Осмотр нового автомобиля состоялся спустя два дня в Кремле. В роли экспертов выступили Сталин, Орджоникидзе, Ворошилов, а также Вячеслав Михайлович Молотов (его имя и было “зашивровано” в индексе машины). Горьковчане смогли вздохнуть спокойно – высокопоставленные чиновники дали добро на выпуск эмки.

Машина была высоко оценена советским народом и стала весьма популярна на рынке. “Воронок” получился надёжным и неприхотливым, удобным в обслуживании и, конечно же, комфортным для пассажиров и водителя. Появились такие опции, как солнцезащитные козырьки, пепельница с прикуривателем, поворотные форточки и регулируемое сиденье водителя. Примечательно, что как только эмки завезли в Москву, со столичных улиц стали пропадать ГАЗ-А – их решили вывезти в соседние области страны.

Гордость отечественного автопрома

ГАЗ-М1 считался достижением отечественной промышленности, несмотря на американские корни. В 1937 году М-ка даже представляла страну на Всемирной выставке в Париже вместе со знаменитой скульптурой Веры Мухиной “Рабочий и колхозница”. 

Естественно, в свободную продажу машина не поступала. На ней ездили исключительно командиры — Жуков, Конев, Грачёв, а также агенты НКВД и генералы во время войны. В единичных случаях граждане СССР получали этот автомобиль как награду за особые заслуги. Так, в 1936 году эмку вручили забойщику-рекордсмену Алексею Стаханову. 


В 1941 году конвейерный выпуск машин был прекращён, однако ещё два года их собирали поштучно из запаса произведённых запчастей. Всего было выпущено около 63 тысяч экземпляров, включая различные модификации: ГАЗ-М1 такси, ГАЗ-М415 пикап, БА-20 – бронеавтомобиль на узлах М-ки. 

Фильмография

ГАЗ-М1 снимался во многих советских фильмах. К примеру, в картине “Волга-Волга” вы можете увидеть целую баржу новых эмок. А в различных сериалах про 30-40-е годы (Ленинград-46, Марьина Роща) М-1 постоянно играет главные роли. Конечно, стоит упомянуть и культовое кино “Бонни и Клайд”, где на американском аналоге — Ford V8 – молодые отчаянные любовники легко и изящно грабят банки в 30-е годы прошлого века. 


“Воронок” стал одним из символов 30-х годов в истории СССР – героем труда, героем войны. В наши дни их почти не осталось, поэтому нам остаётся наблюдать величественные чёрные машины лишь на выставках и в музеях.

Комментарии (0)