30.11.2016 в 22:20

Великолепная «пятерка»: 6 поколений легендарной серии BMW

Великолепная «пятерка»: 6 поколений легендарной серии BMW

BMW 5 series — культовая машина для российских дорог. В лихие 90-е «бумер» стал обязательным атрибутом красивой жизни и бандитских разборок. Но в остальном мире он завоевал репутацию одного из самых надежных и безопасных автомобилей.

ПРЕДТЕЧА. NEW CLASS (1962-1972)


Официально пятая серия появилась только в 1972 году, но на самом деле ее история началась намного раньше — с автомобиля, получившего название BMW 1500 (или New Class). Для Европы и Германии он стал явлением, которое привело к перевороту на рынке и спасло концерн от банкротства.

В конце 50-х BMW оказался в жесточайшем кризисе. По сути, речь шла о продаже его извечному врагу Mercedes-Benz. Спас положение Гюнтер Квандт. На тот момент ему принадлежало 30% концерна, и он почти согласился уступить свою долю. Но после встреч с работниками и профсоюзами Квандт резко поменял свое решение: он докупил акции, увеличив свое участие до 50%, и инвестировал деньги в разработку нового авто. 


В то время недорогие модели концерна, вроде знаменитого пузыря BMW Isetta, продавались хорошо и были достаточно современными, однако приносили мало прибыли. А вот роскошные автомобили уступали конкурентам и продавались откровенно плохо. Например, флагманских 501/502 за все время выпуска с 1952 по 1962 гг. удалось реализовать всего 18 тысяч. Бодаться с конкурентами в этих сегментах смысла не было. Вместо этого Квандт вложил деньги в создание совершенно нового класса.

Так и появился автомобиль New Class, который занял место между доступными машинами среднего класса и люксовыми представительскими. Изначально ему достался довольно простой двигатель на 1,5 литра с мощностью всего 80 л. с. Мотор натужно разгонял авто до сотни за 15 секунд, но подвеска была достаточно комфортна, салон в меру роскошен, а дизайн вполне современен. 


А еще именно в этот момент немцы и европейцы начали отходить от последствий Второй мировой и постепенно богатеть. Так что автомобиль оказался очень своевременным. Всего в различных модификациях удалось продать 337 тысяч машин. Компания встала на ноги и в 1963 году, впервые в послевоенный период, выплатила акционерам дивиденды. В обиход автомобильных маркетологов вошло понятие «бизнес-класс».

ПЕРВОЕ ПОКОЛЕНИЕ (E12; 1972-1981)


Продажи New Class позволили BMW чувствовать себя более-менее уверенно, но успокаиваться руководство компании не спешило. Более того, были вложены средства в разработку новых моделей, причем сразу по двум направлениям. Развивая идею, концерн еще в 1966 году выпустил BMW 1600-2, который затем превратился в еще более доступную и популярную 3 серию. 

Параллельно же готовилось возвращение в люксовый сегмент: инженеры создали настоящий шедевр 1968 года, который надолго опередил свое время, особенно в понимании вопросов безопасности и комфорта — BMW New Six (Е3). Эта модель стала предтечей для роскошной 7 серии и базой для будущего первого поколения 5 серии. С тех пор концерн упорно придерживается именно такого подхода: сначала выпускает новинку в люксовом сегменте, максимально насыщая ее техническими инновациями, а спустя некоторое время последние оказываются в обновленной «пятерке». В конечном итоге (опять после паузы в несколько лет), те же новшества обнаруживаются уже в самой доступной «тройке».



В первый раз пришлось ждать целых четыре года. Первая 5 серия сохранила общие принципы дизайна и внешне напоминала BMW New Six (Е3). Но французский дизайнер Поль Брак, занимавшийся интерпретацией экстерьера «пятерки», почти не оставил хрома, перенес сигналы поворота и сделал модель немного проще. Кроме этого, она получила более слабые моторы — 1,8 и 2,0 литра на 90 л. с. и 115 л. с. соответственно. Для того времени очень много внимания концерн уделил безопасности: впервые проводились специальные исследования по деформации кузова от ударов. Машина получилась очень надежной и управляемой. Все это в целом позволило продать 699 тысяч автомобилей.

ВТОРОЕ ПОКОЛЕНИЕ (E28; 1981-1988)


Первое поколение продержалось на европейском рынке девять лет, а в Южной Африке на три года дольше. За это время появилось достаточно много технических новинок, которые просто просились в «пятерку» (тем более, что еще с 1977 года они помогали продажам 7 серии). Дизайн сильно менять не стали, но заметно оптимизировали его с точки зрения аэродинамики. Изменения в основном коснулись передней части кузова: бампера, фар и решетки радиатора.

Намного больше усилий концерн направил на совершенствование конструкции. Применяя новые сплавы и разнообразные инженерные ухищрения, машину максимально облегчили, оставив ее вес в оптимальном диапазоне 1100-1400 кг. Использовалась платформа с независимой подвеской. Линейка двигателей была изначально очень разнообразной — встречались как 90-сильные агрегаты, так и монстры на 286 л. с. Впервые в серии появилась возможность заказать дизель: обычный 2,4-литровый на 86 л. с. и турбированный — такого же объема, но на 115 л. с.



Однако особенно запомнился подход к комфорту и безопасности. BMW не поскупились на гидроусилитель руля и АБС, которыми оснащались все модификации, система компьютеризированного впрыска стала особой гордостью модели. Все это вылилось в 722 тысячи проданных автомобилей — на этот раз всего за семь лет. 

ТРЕТЬЕ ПОКОЛЕНИЕ (E34; 1988-1995)


Любимый и самый элегантный автомобиль российских лихих 90-х. Хотя «бумер» в России запомнился скорее бандитскими разборками, в остальном мире он получал награды как самый надежный и безопасный автомобиль. Многие считают, что это лучшая модель бизнес-класса за всю историю концерна. Продолжая развивать принципы, на которые Гюнтер Квандт сделал ставку еще в 60-х, в 1988 году инженеры BMW почти достигли совершенства. Это был идеальный автомобиль Е-класса с огромным диапазоном двигателей: за все время производства предлагались модификации с 15 бензиновыми и 3 дизельными агрегатами.

Именно в третьем поколении конструкторы смогли реализовать все, что узнали о деформации кузова во время столкновений. Он стал более жестким, а внутри салона создали специальный кокон пространства, чтобы защитить пассажиров и водителя. На машину установили такую новинку, как подушки безопасности. Кроме уже привычной АБС, «пятерка» получила контроль автоматической устойчивости. Дополняла все это отличная аэродинамика (Cd — 0.30).



Также следует отметить появление версий с полным приводом, кузовом «универсал» и специальной спортивной 540i с восьмицилиндровым V-образным мотором на 282 л. с. Кроме различных наград, концерн за семь лет на свой счет записал 1 333 тысячи проданных машин.

ЧЕТВЕРТОЕ ПОКОЛЕНИЕ (E39; 1995-2004)


После огромного коммерческого успеха третьего поколения концерн хотел его как минимум повторить. И это удалось. В BMW решили не изобретать велосипед, а просто продолжили развивать успешные наработки, тем более что многие технические новинки уже прошли на ура в седьмой серии. Главной же неожиданностью стало кардинальное изменение дизайна. 

В четвертом поколении отказались от ставшего привычным за двадцать лет внешнего вида, оставив узнаваемым только контур решетки радиатора. В остальном экстерьер значительно преобразился. По тогдашней автомобильной моде линии сделали более плавными, двойные фары закрыли плафоном. Тогда же впервые пятую и седьмую серии немного развели по экстерьеру. 



Конструкцию авто продолжили насыщать сплавами легкого алюминия — на этот раз из него целиком изготовили подвеску. Из предлагаемых двигателей исчезли V4, базовыми стали моторы с шестью цилиндрами. Для безопасности добавили еще две подушки (боковые) и динамическую систему стабилизации. В комплектации стали появляться и современные электронные «игрушки», вроде системы навигации и многофункционального руля.

Все это дало результат: за девять лет удалось реализовать 1 470 тысяч авто, что вполне сопоставимо с предыдущим поколением.

ПЯТОЕ ПОКОЛЕНИЕ (E60 / E61; 2004-2010)


Больше всего концерн удивил практически полным отказом от классического дизайна. Даже радиаторная решетка изменилась, став немного раскосой. Но главное — машина стала крупнее, шире и массивнее. Это было своеобразным ответом BMW на общую тенденцию в бизнес-классе, в котором автомобили ощутимо подросли. Изначально внешний вид даже вызвал некоторую критику, но 1 370 тысяч реализованных «пятерок» за шесть лет убедительно доказали оправданность такого решения.

Большую часть линейки двигателей позаимствовали у четвертого поколения, а самой интересной новинкой оказалось появление на «заряженной» версии пятилитровой V-образной десятки с максимальной мощностью в 507 л. с. Кузов для лучшего баланса сделали наполовину стальным, наполовину (передняя часть) алюминиевым.



Из седьмой серии пришла система электронного управления iDrive, которая была доступна в опциях и позволяла управлять некоторыми функциями машины (вроде климат-контроля) даже пассажирам. Среди стандартного оборудования впервые появились адаптивный круиз-контроль, DSC, адаптивные фары, система ночного видения, проекционный дисплей и активное рулевое управление.

ШЕСТОЕ ПОКОЛЕНИЕ (F10 / F11 / F07; 2010-2016)


Дизайнерские эксперименты пятого поколения закончились в 2010 году, когда BMW частично вернулся к традиционным линиям. Провокационный экстерьер сменился более консервативным, и кузов F10 очень сильно напоминает E39 из четвертого поколения. Снова изменился и подход к общей стандартизации моделей. Пятая и седьмая серии снова оказались похожи, и это коснулось не только дизайна, но и взаимозаменяемости некоторых деталей. «Пятерка» и «семерка» даже построены на одинаковой платформе (да и в салоне все как бы подчеркивает их идентичность). 

Наконец, конструкторы концерна серьезно занялись и внутренностями своего флагмана. Подвеска в шестом поколении получила многорычажную схему. Обновили двигатели: они стали мощнее, и их по-прежнему очень много в ассортименте. Теперь самый «слабенький» в Европе может похвастаться 184 л. с., а самый мощный (его ставят на спорткар BMW 6) — 560 л. с.Появилась модификация с гибридной силовой установкой — ActiveHybrid 5. В комплектацию вошло очередное обновление iDrive, снова увеличилось количество электронных систем, помогающих водителю. 


На базе «пятерки» выпускают специальные версии: это и Gran Turismo, которая сочетает в себе черты представительского и спортивного классов, и полностью спортивная M5. Возвращение к корням в целом прошло успешно. Автомобиль, особенно после рестайлинга, пользуется популярностью в Европе. Боссы концерна особенно гордятся тем, что по результатам 2013 года «пятерка» опередила по продажам в Старом Свете своих прямых конкурентов, Audi A6 и Mercedes E-Class. 


Впрочем, удержать лидерство не удалось. Несмотря на 60 тысяч проданных автомобилей, BMW 5 series в 2016 году стабильно уступает своим одноклассникам. Теперь вся надежда на седьмое поколение, которое появится уже в 2017 году.


Комментарии (0)