29.07.2016 в 20:24

«Очень странные дела»: назад в 80-е

«Очень странные дела»: назад в 80-е

1983 год. Сонный провинциальный Хокинс, штат Индиана. Полиция и жители городка сбились с ног в поисках юного Уилла Байерса, не доехавшего до дома после партии с друзьями в «Подземелья и драконов». Мать мальчика, похоже, сходит с ума, ловя от сына электрические сигналы и видя его замурованным в стене собственного дома. Местный помятый шериф Хоппер долго запрягает, но потом берет след, который приводит его в секретную лабораторию в лесах под Хокинсом. Тем временем друзья-ровесники Уилла — Майк, Дастин и Лукас — предпринимают собственное расследование и во время первой же вылазки в ночной лес натыкаются на странную девочку, которая до встречи с ними едва унесла ноги от правительственных агентов из хокинсовской лаборатории. 

«Очень странные дела» — классическая «темная лошадка». Авторы сериала — братья-близнецы Мэтт и Росс Дафферы, в чьем послужном списке значатся небесталанный, но проходной триллер «Затаившись» и участие на паях в телеребусе «Сосны». На месте продюсера-локомотива, — фигура голливудского ремесленника Шона Леви, режиссера крепких аттракционов «Ночь в музее» и «Живая сталь». В кастинг-листе — вышедшие в тираж Вайнона Райдер и Мэттью Модайн, середняк Дэвид Харбор (которому, впрочем, недобор харизмы не мешает выдать лучшую в карьере роль) и ватага незасвеченных детей. Такой творческий коллектив мог дать какой угодно результат, и, по правде говоря, провалу сериала мало бы кто удивился. Однако все эти люди вместе организовали лучший сериальный дебют года, вызвавший восторг критиков и синефилов, а простые смертные тратят восемь часов жизни на погружение в историю, которую под другим соусом приняли бы за натужный, ходульный сай-фай.


Сериал так и работает. Первые две категории, акулы пера и гики, под лупой рассматривают киноманский пастиш, придуманный очень насмотренными людьми, чье становление происходило в 80-е — лучшую эпоху в американском жанровом кино. Для них здесь залежи отдраенных до блеска жемчужин, когда-то сверкавших в фильмах великого триумвирата сказочников Спилберг-Земекис-Данте, вечного школьника Джона Хьюза и специалистов по хтоническому мороку вроде Карпентера и Линча. При этом лютое киноманство Дафферов, тянущих в кадр не только нужное им ретро, но и прикладывающихся к совсем свежим источникам, совершенно не раздражает и даже вызывает уважение.


Зрителю, погруженному в материал лишь по щиколотку, авторы рассказывают светлую историю взросления, одновременно наивную, тревожную и жизнеутверждающую, а юными персонажами совершенно невозможно не проникнуться. «Очень странные вещи» — шоу по-своему смелое, если не новаторское. Едва ли не в первый раз в эпоху «золотого века телевидения» дети становятся главными героями хитового «взрослого» шоу, при этом ничуть не снижая градус интриги. По сути Дафферы стащили из сокровищницы 80-х не только безотказно работающую ностальгию, но и подзабытое чувство, когда взрослый зритель смотрит на паранормальные коллизии детскими глазами и сам на время превращается в ребенка, верящего в чудо.

ИСТОЧНИКИ ВДОХНОВЕНИЯ

СТИВЕН СПИЛБЕРГ

«Инопланетянин» (1982)


Альфа и омега «Очень странных дел». Дети, впускающие в свою жизнь чудо там, где «взрослая» матрица начинает давать сбой и выдавать системную ошибку, — это, конечно, про спилберговского «Инопланетянина». Функция «пришельца» в сериале ложится на хрупкие плечи подопытной девочки со сверхспособностями и татуировкой «011» на руке (Одиннадцатую сыграла феноменальная Милли Бобби Браун). Плюс россыпь сюжетных мелочей, узнаваемых ракурсов и «тюнингованная» фирменная сцена велосипедной погони.

«Близкие контакты третьей степени» (1977)


Гуманистический сай-фай Спилберга братья-авторы по полной используют в линии Джойс Байерс, в которой есть мать, одержимая исчезновением сына, огни как средство коммуникации с другим миром и дом, служащий индикатором внутренней тревоги.

«Балбесы» (1985)


Спилберг на пару с Крисом Коламбусом придумали приключенческую комедию о команде ребятишек на великах, которые находят старинную карту и отправляются на поиски сокровищ. Дафферы позаимствовали не только самих героев, но и один в один сняли образ одной из второстепенных героинь — корпулентной рыжей девицы, которую монстр утягивает (привет «Челюстям» сами знаете кого) в «изнаночный» мир.

СТИВЕН КИНГ

«Останься со мной» (1986) 


Образцовая экранизация повести Кинга «Тело» из сборника «Четыре сезона». Четверо друзей отправляются через лес, чтобы посмотреть на мертвеца. Ностальгическое ретро и одна из самых убедительных историй взросления — ровно то же самое, чем и оказались «Очень странные дела». Дафферы не смогли удержаться и провели своих юных героев по рельсам, подмигнув всем поклонникам фильма Роба Райнера. Никаких совпадений: братья отлично знают первоисточник и на пробах просили маленьких актеров читать куски из того фильма.

«Оно»


Три новых друга Одиннадцатой — это не только «Балбесы» и «Останься со мной», но и один из самых объемных «кирпичей» в библиографии маэстро ужаса, роман 1986 года «Оно». Все помнят, как «Клуб неудачников» в составе семи одиннадцатилетних героев решают дать бой абсолютному злу в обличье клоуна-монстра Пеннивайза. Он тоже, как и нечисть из сериала, воровал детей (хотя и с другими последствиями). 

«Воспламеняющая взглядом»/«Кэрри»


Два главных ингредиента (наравне с «Инопланетянином») образа Одиннадцатой, самого яркого и пронзительного в галерее персонажей сериала. От Кэрри Уайт, забитой «белой вороны» и дочери религиозной фанатички, Дафферы трансплантировали телекинез и общую замкнутость характера. От Чарли МакГи (главная героиня «Воспламеняющей взглядом» ближе по возрасту к Одиннадцатой, чем Кэрри) — тяжелое детство в застенках правительственных научных учреждений и идущую носом кровь, когда героиня включает свою сверхспособность. 

ДЖОН КАРПЕНТЕР


Как известно, Карпентер не только снимал великие триллеры всех мастей, но и создавал к ним эпические музыкальные номера — пробирающие до костей мрачные синтетические ландшафты, запоминающиеся не хуже самого Майкла Майерса (кстати, это имя вы тоже услышите в перепалках Майка, Дастина и Лукаса). При первых звуках синтезаторов Korg, главного инструмента композиторов «Очень странных дел» Кайла Диксона и Майкла Стайна из техасского дуэта Survive, в закоулках сериала начинают мерещиться тени Карпентера — даже там, где авторы имели в виду более добродушного Спилберга. Не пропустите и постер фильма «Нечто» (1982) в доме, где прячут Одиннадцатую. К источникам вдохновения Диксона и Стайна стоит отнести и творчество Tangerine Dream, озвучивших экранизацию «Воспламеняющей взглядом». 

ДЖОН ХЬЮЗ


Тинейджерская линия сериала — со старшим братом пропавшего Уилла Джонатаном, старшей сестрой Майка Нэнси и красавчиком Стивом — не только добавляет саспенс, но и погружает зрителя в уютный мир автора «Шестнадцати свечей» и «Клуба “Завтрак”». Американцы считывают этот слой на раз и числят Хьюза среди главных вдохновителей шоу.

УЭС КРЭЙВЕН


В цитатнике «Очень странных дел» без труда обнаруживается «Кошмар на улице Вязов» (1984), прорыв Крэйвена на ниве коммерческого хоррора. Сериалу вроде бы и нечего делать в тех краях, но Дафферам определенно запал в душу эффектный выход Фредди Крюгера из стены. Сериальный монстр несколько раз позволяет себе на минутку побыть культовым героем из снов.

ГИЛЬЕРМО ДЕЛЬ ТОРО и ДЖОНАТАН ГЛЭЙЗЕР


Мексиканец сам себя назначил источником вдохновения и цитирования «Очень странных дел», через несколько дней после премьеры настрочив в Твиттере хвалебный отзыв. И то правда: монстра с головой, похожей на хищное растение, вполне можно принять за порождение буйной фантазии Гильермо. Да и тематика тесного контакта мира детства с миром потусторонним, на которую режиссер положил лучшие годы своей карьеры (см. «Хребет дьявола» и «Лабиринт Фавна»), роднит его полотна с детищем братьев Даффер. Хвалебного твита (или, напротив, обвинения в плагиате) следовало бы ждать и от Джонатана Глэйзера. Цитата из «Побудь в моей шкуре», где Скарлетт Йоханссон регулярно блуждает в черном пространстве, выглядит откровенным заимствованием.


Комментарии (0)