© 2016 Икском.Хобби
10.10.2016 в 22:07

Космический туризм: звезды становятся ближе

Космический туризм: звезды становятся ближе Космический туризм: звезды становятся ближе Космический туризм: звезды становятся ближе Космический туризм: звезды становятся ближе Космический туризм: звезды становятся ближе Космический туризм: звезды становятся ближе Космический туризм: звезды становятся ближе Космический туризм: звезды становятся ближе

«Человечество не останется вечно на Земле…Планета есть колыбель разума, но нельзя же вечно жить в колыбели» 

К. Э. Циолковский


Путешествия – это то, что дает человеку ощущение свободы. Даже небольшая поездка за город вносит разнообразие в нашу жизнь, скованную рамками расписаний, привычек и правил. Что уж говорить о путешествии в другой город, другую страну, на другой континент. Однако степени свободы бывают разными: одним достаточно раз в год на неделю вырваться к морю, а другие уже само всемирное тяготение расценивают как покусительство на свободу.

Глядя в ночное небо, каждый человек хоть раз в жизни мечтал подняться к звездам, но осуществить эту мечту пока удалось лишь избранным. Тем не менее хочется верить, что не за горами то время, когда отправиться в космическое путешествие сможет каждый, и сделать это будет так же просто, как съездить на курорт. Эра глобального космического туризма еще не наступила, предпринимаются лишь первые шаги. Это абсолютно новое направление в туристической отрасли требует гигантских финансовых вложений на проведение исследований, разработку материальной базы и получение опыта, коего у человечества еще нет.

Через тернии к звездам

Оторваться от земли человеку всегда мешало одно – земное притяжение. Конечно, люди научились преодолевать его. Авиаперелеты на любые расстояния стали привычны и доступны, да и опыт космических полетов накоплен немалый. Но этого недостаточно, чтобы массово доставлять всех желающих хотя бы на низкую околоземную орбиту. Дело в том, что существующие ныне технологии либо совершенно не подходят для подобных путешествий, либо очень дороги, а туризм, как и любой бизнес, не сможет существовать без прибыли.

Использование самолетов для путешествий за пределами атмосферы не представляется возможным. На сегодняшний день мировым рекордом высоты для серийного самолета считается 37,6 км, да и то – так высоко могут «забраться» лишь турбореактивные истребители. Самой же низкой околоземной орбитой считается высота 160 км – объект, находящийся ниже нее, в силу действия атмосферы и земного притяжения, становится нестабильным и начинает падать. Согласно классификации Международной федерации аэронавтики, космическим считается полет на высоте 100 и более километров. Но и на это обычные самолеты не способны, поэтому до поры до времени оставим их в покое и обратим внимание на существующий опыт космических полетов.

Действительно, почему бы для космического туризма не использовать существующие уже более полувека технологии, при помощи которых не составляет особого труда вывести на любую околоземную орбиту летательный аппарат с экипажем на борту и даже отправить его к ближайшим планетам? Проблем здесь несколько, и первая из них – финансы.

На сегодняшний день, все космические полеты осуществляются с использованием одноразовых ракет-носителей, которые представляют собой сложную, дорогостоящую конструкцию. После вывода спутника на околоземную орбиту ракета-носитель просто уничтожается. Не вдаваясь в финансовые расчеты, можно констатировать, что минимальная стоимость доставки одного килограмма груза в космос составляет минимум 1500 $. Несложно посчитать, что только подъем одного человека, скажем на МКС, обходится примерно в 150 000—250 000 $. В целом же стоимость запуска ракеты колеблется в пределах от 180 до 255 миллионов долларов. При этом сразу становится понятной причина, по которой использование современных технологий не может сделать космический туризм массовым, ведь билет ценой, скажем, в 30 млн долларов по карману далеко не всем, а именно столько сейчас просят за полет на МКС.

Еще одной проблемой является безопасность, ведь, несмотря на всю сложность и достаточно высокую надежность современных космических кораблей, подобный полет в чем-то схож с полетом на пушечном ядре: в случае аварии шансы выжить для всех членов экипажа стремятся к нулю. Об этом говорит и неумолимая статистика, накопленная за десятилетия космических полетов. Но одно дело оправданный риск профессионалов, и совсем другое – жизни людей, которые не хотят быть героями, а просто желают взглянуть из космоса на Землю в свободное от работы время.

Вопрос комфорта здесь также немаловажен. Все более или менее представляют себе, какие перегрузки приходится испытывать космонавтам во время старта космического корабля. Удовольствие, прямо скажем, ниже среднего, но это еще полбеды: далеко не каждый, даже при наличии достаточного количества денег, обладает достаточно крепким здоровьем для полета, а это можно выяснить лишь в результате тщательного медицинского обследования. Затем следует предполетная подготовка, которая также занимает значительное время. Условия на МКС более чем спартанские и не располагают к безмятежному времяпрепровождению. Кроме того, турист должен подчиняться жестким правилам и выполнять все указания профессионалов.


И хотя все эти трудности не помешали шести отчаянным парням и одной очаровательной женщине за свои деньги слетать в космос, космическими туристами их назвать можно лишь с большой натяжкой. Совершив этот во многом не простой шаг, они смело могут называть себя космонавтами, пусть даже и не по роду своей деятельности.

Первые шаги космического туризма

Как ни странно, о космическом туризме заговорили практически сразу после первых полетов человека в космос. Уже в 1967 году Баррон Хилтон и Крафт Эрике опубликовали несколько работ на тему развития космического туризма. Одна из них – «Отели в космосе» (Hotels in Space). Это была первая, хотя и безуспешная, попытка привлечь общественность к вопросу коммерциализации космических путешествий. А пятью годами ранее в США был создан экспериментальный самолет-ракетоплан North American X-15, оборудованный ракетными двигателями. На X-15 был установлен мировой рекорд по высоте полетов на самолетах, продержавшийся 40 лет. Пилоту Джозефу Уокеру в 1963 году удалось подняться на высоту 107,7 км. Летательный аппарат стартовал с борта самолета-носителя на максимально возможной высоте, а посадку совершал самостоятельно. Такой подход позволил в значительной степени уменьшить стоимость суборбитальных полетов, которые вполне могут считаться космическими. Эта концепция и легла в основу многих последующих разработок летательных аппаратов, проводимых частными компаниями, которые, в принципе, могли бы использоваться для космического туризма.


Всерьез о перспективах развития космического туризма заговорили в 90-е годы прошлого столетия. В 1993 году организация Japanese Rocket Society начала кампанию по развитию космического туризма как вида предпринимательской деятельности. Был создан комитет по разработке летательных средств для доставки туристов в космос, а также проведены социологические исследования, в ходе которых выяснилось, что многие с интересом относятся к перспективе совершить космическое путешествие. В 1997 году в США было учреждено Сообщество по Развитию Космического Туризма, а через год в Японии создан первый космический туроператор Spacetopia Inc. Также в конце 90-х были основаны компании XCOR Aerospace, Virgin Galactic Airways и Space Adventures, которые и по сей день являются лидерами зарождающейся отрасли.

«А что сейчас вы имеете нам предложить?»

Наиболее значительные шаги в области развития космического туризма были сделаны уже в 21 веке. Из нереализованных проектов, пожалуй, наибольший интерес представляет Коммерческая Космическая Станция (ККС) — российская орбитальная станция, разрабатывавшаяся компаниями «Орбитальные технологии» и РКК «Энергия» для программ орбитального космического туризма. Этот комплекс должен был представлять собой не что иное, как космический отель с минимально необходимым набором удобств. Например, клиенты смогли бы выбирать тип кровати (вертикальный или горизонтальный), также у них была бы возможность пользоваться душем. Стоимость пятидневного путешествия на ККС должна была составить 500 тысяч фунтов стерлингов. По планам, вывод ККС на орбиту должен был состояться уже в 2016 году. В случае успеха, ККС могла бы стать первым туристическим объектом, находящимся за пределами нашей планеты.


Другим направлением развития космического туризма являются суборбитальные полеты. Их особенность в том, что время нахождения туристов в космосе весьма ограничено. Но, с другой стороны, такие полеты весьма упрощают или полностью исключают все стадии подготовки туристов, а также делают путешествие комфортным и относительно недорогим. Сегодня множество конкурирующих частных фирм во главе с пионерами отрасли Virgin Galactic и XCOR Aerospace весьма успешно ведут разработки технических средств для пилотируемых суборбитальных полетов. Цель у них одна: сделать полеты в космос доступными.

Среди частных проектов можно выделить SpaceShipOne — суборбитальный пилотируемый космический корабль многоразового использования, в 2004 году побивший рекорд X-15, продержавшийся четыре десятилетия. Принимая участие в пресс-конференции, Уильям Бинни, совершивший этот полет, сказал: «Когда корабль достигает высшей точки полета, двигатель выключается, и ты понимаешь, что больше не чувствуешь своего веса, наступает настоящая эйфория. За иллюминатором темнота, а где-то внизу яркая Калифорния… Это фантастическое ощущение. Там свобода! Вы все должны испытать это».

Virgin Galactic

Продолжением успешного проекта SpaceShipOne стал SpaceShipTwo. Корабли этого класса более комфортабельны и способны брать на борт до 8 человек, включая 2 членов экипажа. В них устранены некоторые технические недостатки предыдущего проекта. Первым кораблем этой серии стал VSS Enterprise, испытательный полет которого состоялся в апреле 2013 года. Однако через полтора года VSS Enterprise потерпел крушение, при этом один из пилотов погиб, а второй отделался небольшими травмами. После этой катастрофы Virgin Galactic прекратила полеты, сосредоточившись на повышении безопасности своих кораблей. И вот около месяца назад компания возобновила испытания: на этот раз был совершен успешный запуск VSS Unity — второго корабля проекта SpaceShipTwo.


Сейчас Virgin Galactic принимает предварительные заказы на суборбитальные космические туры, стоимость которых составляет 250 000 $. И можно сказать, что это предложение пользуется спросом: несколько сотен человек уже забронировали места, частично или полностью внеся деньги на депозит. В программу полета входит подъем корабля на самолете-носителе на высоту 15 км, где происходит отстыковка и дальнейший подъем на высоту в 100 км. В наивысшей точке траектории космический корабль отключит двигатели, и пассажиры в течении 5-6 минут смогут насладиться состоянием невесомости и восхитительным видом Земли из космоса. Затем осуществляется снижение и посадка. В целом все путешествие должно занять приблизительно 2,5 часа.

XCOR Aerospace

XCOR Aerospace — вторая по значимости компания США, занимающаяся развитием космического туризма. Она работает над проектом суборбитального космического корабля многоразового использования XCOR Lynx, испытания которого планируется произвести уже в 2016 году. Эта серия включает три модификации: Lynx Mark I – корабль способный подниматься на высоту до 60 км, Lynx Mark II – более мощный вариант, позволяющий совершать полеты на высоте свыше 100 км, Lynx Mark III – модификация корабля, способная выводить на орбиту микроспутники.


Компанией предлагается 3 варианта космических путешествий. Первый из них, «Пионер», подразумевает полет на Lynx Mark I, а два других — «Подготовка астронавта» и «Будущий астронавт» — включают в себя космический полет на корабле Lynx Mark II. Воспользоваться услугами компании и совершить космическое путешествие можно, заплатив 100 000 долларов, причем больше половины мест на первые полеты уже забронированы.

Blue Origin

В отличие от Virgin Galactic и XCOR Aerospace, американская компания Blue Origin взяла на вооружение испытанную десятилетиями технологию доставки космических аппаратов на орбиту при помощи ракеты-носителя. Однако, в целях снижения расходов, планируется использовать многоразовую ступень разгонного модуля, способную совершать посадку после вывода капсулы с туристами на заданную высоту. Возвращение капсулы на землю осуществляется с помощью парашютов и двигателей мягкой посадки.

 

В активе компании два проекта. Космический корабль New Shepard, работы над которым ведутся уже около 10 лет, способен доставить на суборбитальную высоту капсулу с пассажирами и экипажем. Начиная с 2012 года проведено несколько успешных запусков этого корабля. В 2012 году Blue Origin начала проектирование более мощного космического аппарата New Glenn. Многоступенчатый корабль сможет доставлять пассажиров и грузы на околоземную орбиту. Первый старт этого корабля планируется произвести в 2020 году.

Возможные направления развития

Итак, что же смогут предложить космические туроператоры кроме суборбитальных полетов, больше похожих хоть и на грандиозный, но все же аттракцион, чем на полноценное космическое путешествие?

Конечно, орбитальными или суборбитальными полетами дело не ограничится: по мере развития отрасли, спектр услуг будет расширяться. Уже сейчас ведущие космические агентства планируют пилотируемые полеты к ближайшим планетам и создание там стационарных баз. Полученный NASA, Роскосмосом и другими государственными организациями опыт постепенно будет переноситься и в туристический бизнес. Да и частные компании готовы внести свою лепту. А с необходимыми технологиями дело будет лишь за фантазией предпринимателей, недостатка в которой никогда не наблюдалось.


Идея создания орбитальных отелей выглядит вполне реализуемой и заманчивой. Об этом, кстати, в свое время задумывался сам Баррон Хилтон. Существует несколько проектов, которые предполагают создание отелей за пределами Земли. Наиболее реальными из них представляются проекты, подобные российской ККС, когда на орбиту выводится космическая станция, оборудованная под нужды клиентов и обладающая определенным уровнем комфорта. Такие отели могут предоставлять не только аналогичные земным услуги, но и, к примеру, прогулки в открытом космосе с использованием технических средств. Несомненно, будет пользоваться спросом проведение церемоний бракосочетания в космосе. Кроме того, эти станции могут служить отправными точками для космических экскурсий вокруг Луны. А следующим шагом вполне может стать строительство гостиниц на естественном спутнике земли, но это уже достаточно далекая перспектива. Хотя, учитывая марсианские планы того же Илона Маска, — как знать… 


Ну а для тех, кому будут не по карману подобные путешествия, туроператоры смогут предложить экскурсии на объекты земной инфраструктуры космической индустрии, посещение стартовых площадок с наблюдением за запуском космических аппаратов, и комплексы аттракционов виртуальной реальности, имитирующие старт, полет и посадку космического корабля.

Космический туризм, как впрочем и туризм в целом, позволит объединить многие виды бизнеса, начиная от изготовления сувенирной продукции и заканчивая использованием космической темы в моде и архитектуре, а также оказанием эксклюзивных услуг для самых эксцентричных клиентов.

Заключение

Космический туризм сейчас находится на стадии определения путей развития. Некоторые проекты реализуемы уже сейчас, другие кажутся просто нереальными, но ведь и сворачивающийся в трубку телевизор или телефон на запястье еще каких-то 50 лет назад казались полной фантастикой. При правильном подходе и определенном уровне развития технологий космический туризм может стать полноценным и, что самое главное, рентабельным бизнесом. Здесь действуют те же законы рынка и имеются потребители, готовые заплатить большие деньги за яркое приключение.


Комментарии (0)