Новая подборка сериалов 2016 года, чьи сезоны подошли к концу и ждут зрителя, способного употребить их за пару вечеров. В обзор попали: «Молодой папа» Паоло Соррентино, британская историческая драма «Корона», резонансный российский сериал «Таинственная страсть», хоррор «Нулевой канал» и ретрокомедия «С любовью, Нина». 

«МОЛОДОЙ ПАПА»


Создатель — Паоло Соррентино.

В ролях: Джуд Лоу, Дайан Китон, Людивин Санье, Сильвио Орландо, Джеймс Кромвелл. 

Ватикан, наши дни. Главой католической церкви впервые избран американец — Ленни Белардо (Джуд Лоу), слишком молодой (47 лет) и загадочный (настоящая «темная лошадка») для кардинальского окружения. Новый папа Пий XIII (фигура, само собой, вымышленная) полон парадоксов: консерватор и реформатор, аскет и заядлый курильщик, не выпускающий сигареты даже во время молитвы, противник толерантности во всех ее проявлениях и ценитель Кубрика и Daft Punk, безжалостный интриган и ранимая душа. Он ломает привычные устои, отказывается появляться на публике, разгоняет отдел маркетинга и связей с общественностью и требует от паствы фанатичной веры. 


Самый успешный итальянский режиссер современности Паоло Соррентино («Великая красота», «Молодость»), как и многие его коллеги по цеху, поддался тенденции и обратил свой взор к «низовой» телеаудитории. Для любимца фестивальной публики с батареей кинопремий на каминной полке — шаг смелый и в чем-то даже авантюрный. При этом бойкий нарратив — не самая сильная черта итальянца, сыскавшего славу своими визуальными изысками, однако на новой для себя территории Паоло выглядит предельно мобилизованным. С одной стороны, «Молодой папа» — вполне концентрированный Соррентино со всеми его красивостями, иронией и многозначительностью. С другой, это десять часов смелой, на грани провокации, истории про современный Ватикан, то есть штука сама по себе невероятно интересная. 


Это не совсем сериальный мейнстрим, к которому приучили нас американские «кабельщики» и прочие Netflix’ы — не зря премьера сериала (точнее, двух первых эпизодов, которые и вправду выглядят, как самодостаточное кино) состоялась на кинофестивале в Венеции. Соррентино использует новую для себя трибуну, чтобы задать важные и очень неудобные вопросы о положении религии в сегодняшнем мире. Местами это идет в ущерб ритму, но тех, кто готов к диалогу с автором, это отпугнуть не должно. Величия сериалу добавляет великолепный Джуд Лоу, которого режиссер поймал в рассвете сил и дал лучшую в его карьере роль. 

«КОРОНА»


Создатель — Питер Морган.

В ролях: Клэр Фой, Мэтт Смит, Джон Литгоу, Ванесса Кирби, Джаред Харрис.

Хроники пребывания королевы Елизаветы II (Фой) на британском монаршем престоле. События стартуют в 1947-м, в год свадьбы с принцем Филипом (Смит). В 1952 году, после кончины ее отца короля Георга VI, Елизавета провозглашается королевой Великобритании. Так начинается самая длительная эпоха правления среди всех действующих глав государств. Робкая поначалу, Елизавета быстро заслуживает уважение премьер-министра Уинстона Черчилля (Литгоу) и активно участвует в политической жизни страны, переживающей сложный послевоенный период.


Создателем сериала выступает Питер Морган, английский топ-сценарист («Гонка», «Фрост против Никсона») и драматург (театральный суперхит «Аудиенция», который и вдохновил Моргана на масштабное сериальное полотно). Под него и режиссера Стивена Долдри («Часы», «Чтец», «Билли Эллиот»), для которого это первый подход к сериалам, Netflix выдал на «Корону» рекордный для себя бюджет — 156 миллионов долларов. Разработан стратегический план: шестьдесят эпизодов на шесть сезонов, каждый сезон посвящен одной декаде правления королевы. Любопытно, что несколькими месяцами раньше британский канал ITV выпустил биопик «Виктория», историю другой английской королевы. На фоне монументальной «Короны», больше напоминающей полнометражный «оскаровский» мейнстрим, «Виктория» кажется легковесной женской беллетристикой. 

У Моргана и Долдри, поставившего первые два эпизода и спродюсировавшего остальные, получился крепкий исторический роман в главах, сыгранный представителями лучшей в мире актерской школы. Бюджет проекта виден невооруженным глазом: из всех осенних многосериек «Корона» — самая респектабельная.  

«ТАИНСТВЕННАЯ СТРАСТЬ»


Сценарист — Елена Райская.

В ролях: Алексей Морозов, Юлия Пересильд, Чулпан Хаматова, Филипп Янковский, Александр Ильин-мл.

В конце 1950-х молодой писатель Ваксон (Морозов) приезжает в Москву и оказывается в эпицентре яркой и молодой компании будущих великих поэтов. За узнаваемыми псевдонимами спрятаны звезды эпохи: Евгений Евтушенко, Роберт Рождественский, Андрей Вознесенский, Белла Ахмадулина и Булат Окуджава. За Ваксоном пристально следит КГБ, а сам писатель глушит муки незажившей любви к красавице Ралиссе (Пересильд) браком с юной дочерью ученого-физика Миррой (Хлынина). 

Посмотреть экранизацию последнего романа Василия Аксенова, инициированную продюсерским супертандемом Константин Эрнст/Денис Евстигнеев с позиции непредвзятого зрителя уже, вероятно, невозможно. За те три недели, что сериал шел на Первом канале, вышло бесчисленное количество критического материала, по большей части разносящего «Таинственную страсть» в пух и прах. Список претензий к сериалу велик и, чего уж там, более-менее аргументирован. Здесь и уже привычный «технологический» упрек к воссозданию эпохи (выглядящей неправдоподобно нарядной даже в показе скудного быта той эпохи) и непременным парикам, на многих актерах смотрящимся как шапки. И не всегда точная игра актеров, от которых ждали более глубокого погружения в роли, а не поверхностных шаржей. Но куда страннее то, как сценарист Елена Райская (ее несомненной удачей был сериал «Однажды в Ростове») обошлась с первоисточником Аксенова. Райская распотрошила роман и пересобрала заново, весьма вольно интерпретировав огромное количество сюжетных коллизий. 


С другой стороны, резонанс вокруг проекта говорит о том, что у Эрнста снова получилось значительное телесобытие. Увы, не «Оттепель», но сериал, который как минимум многих не оставил равнодушным. Пусть и большинство выпущенных в него ядовитых стрел попали в цель. 

«НУЛЕВОЙ КАНАЛ»


Создатель — Ник Антоска.

В ролях: Пол Шнайдер, Фиона Шоу, Луиза Д’Оливейра, Натали Браун, Шон Бенсон.

Детский психолог Майк Пэйнтер (Шнайдер) возвращается в родной городок Айрон-Хилл. 25 лет назад здесь при загадочных обстоятельствах пропал его брат-близнец и еще несколько подростков. Все это время он старался забыть события своего отрочества, но стоило ему снова появиться, как в городе начало твориться нечто странное и страшное. Новые дети, как и они когда-то с братом, видят детскую передачу «Бухта Кэндл». Проблема в том, что программа с кукольным пиратом по кличке Челюсть идет на «мертвом» канале, пробиваясь сквозь белый шум. Юные зрители после этого ведут себя очень странно. 

Канал Syfy, славный разухабистыми шоу «Нация Z», «Ван Хельсинг», «Вайнона Эрп» и «12 обезьян», подготовил приятный сюрприз, плохо укладывающийся в магистральную стратегию этого заповедника гиков и любителей лихого трэша. «Нулевой канал» сделан в модном жанре сериала-антологии, где в каждом сезоне на суд зрителя представляется законченная история (см. «Американская история ужасов», «Фарго», «Настоящий детектив»). В шоу совершенно не проглядывается фирменный стиль Syfy: перед нами рассказанный на полном серьезе хоррор-триллер, по-хорошему депрессивный, с мрачной провинциальной атмосферой и без всякого постмодернизма. 


Создатель сериала, писатель и кинодраматург Ник Антоска, до того, как взяться за первый в карьере авторский проект, поработал в сценарных командах таких сериалов, как «Ганнибал» и «Волчонок», и выступил автором сценария проходного хоррора «Лес» с Натали Дормер. В «Нулевом канале» Антоска работает на поле Стивена Кинга, главного специалиста по детским страхам, и американского инди-хоррора. В сети уже появился первый тизер второго сезона, который получил название «Бесконечный дом» (The No-End House).

«С ЛЮБОВЬЮ, НИНА»


Создатель — Ник Хорнби.

В ролях: Фэй Марсэй, Хелена Бонэм Картер, Джейсон Уоткинс, Джошуа МакГир, Селина Каделл.

История молодой няни (Марсэй), приехавшей работать в Лондон восьмидесятых из провинциального Лестера. Нина ничего не понимает в кулинарии, никогда не занималась воспитанием детей и представления не имеет о том, какие чудаки ее новые работодатели. Те, впрочем, совершенно очарованы новой прислугой. Все это, а также культурный шок от знакомства с Лондоном, Нина описывает в письмах родной сестре.

Английский писатель Ник Хорнби (из его книг экранизированы «Фанатик», «Мой мальчик», «Футбольная лихорадка» и «Долгое падение») в последние годы много времени уделяет работе сценариста. Причем берется он, как правило, за адаптацию произведений других писателей. Хорнби написал уже три полных метра («Воспитание чувств», «Дикая» и «Бруклин»), получив «оскаровские» номинации на первую и третью работы. «С любовью, Нина» — проба пера в родном британском телепроме. 


Получилась невесомая, бесконечно симпатичная ретрокомедия, что можно легко объяснить почти кровным родством творчества самого Хорнби с литературным первоисточником — одноименной книгой Нины Стибби. Непосредственность детей, закомплексованность и цинизм их странных родителей, неловкие любови и едкие комментарии к действительности — Хорнби в этом материале как рыба в воде. А исполнительница роли Нины Фэй Марсэй (в этом году ее можно было увидеть в роли Бродяжки в «Игре престолов» и в финальном эпизоде третьего сезона «Черного зеркала») неожиданно оказывается заброшенным в прошлый век британским двойником Лины Данэм из культового хипстер-шоу «Девчонки».