Новая порция сериалов, готовых к употреблению: бенефис Билли Боба Торнтона в судебной драме «Голиаф», британский исторический суперхит «Виктория», сериальный дебют Вуди Аллена «Кризис в шести сценах», многосерийный мамблкор Джо Суонберга «Проще простого» и беспощадный ситком «Торчки».

«ГОЛИАФ»


Создатели — Дэвид И. Келли, Джонатан Шапиро.

В ролях: Билли Боб Торнтон, Мария Белло, Молли Паркер, Уильям Херт, Оливия Тирлби.

Фамилия Билли МакБрайда (Торнтон) значится в названии всемогущей юридической фирмы с 2-миллиардным годовым оборотом и несколькими сотнями филиалов по всему миру. Но сам Билли влачит жалкое существование спившегося мелкотравчатого юриста, махнувшего рукой на себя и свое прошлое величие и поселившегося на задворках Лос-Анджелеса. Шанс закрутить хотя бы на время горлышко бутылки ему вручает сестра сотрудника корпорации по производству оружия, погибшего два года назад при странных обстоятельствах. Интересы магнатов оборонной промышленности представляет как раз контора «Куперман и МакБрайд», где до сих пор работает бывшая жена адвоката (Белло) под руководством заклятого врага Билли — инфернального Дональда Купермана (Херт).

Создатель важных для Америки сериалов «Застава фехтовальщиков», «Элли МакБил», «Практика», «Надежда Чикаго», «Общественность Бостона» и «Юристы Бостона» Дэвид И. Келли выпустил на Amazon новое шоу на свою коронную юридическую тему. Вместе с соавтором «Юристов Бостона» Джонатаном Шапиро Келли придумал «Голиафа», а боссы сервиса впервые в своей истории вслепую (то есть без съемок пилота) оформили заказ на сезон. Первым выбором Келли на главную роль был Кевин Костнер, но когда тот отказал, авторы оперативно пришли к консенсусу с Билли Бобом Торнтоном. Зритель от такой замены в накладе не остался. Первый сезон «Фарго» доказал, что актер сейчас чертовски хорош именно на длинных дистанциях.


В «Голиафе» Торнтон играет коронную роль грешника, вытаскивающего себя из трясины, словно барон Мюнхгаузен. Сам сериал больше всего напоминает творения Джона Гришэма, если бы тот решил поиграть в нуар и уделить больше внимания женским персонажам, прописанным здесь ювелирно. В качестве дополнительного бонуса — неожиданный Уильям Херт в лучшей своей роли за последние лет 20, а то и 30. Понятно, что все внимание поклонников сериалов сейчас направлено на HBO, где идет «Мир Дикого Запада», но без «Голиафа» осенний сезон, определенно, не был бы таким ярким. 

«ВИКТОРИЯ»


Создатель — Дэйзи Гудвин.

В ролях: Дженна Коулман, Том Хьюз, Питер Боулз, Даниэла Холтц, Руфус Сьюэлл.

1837 год. 18-летняя Александрина Виктория (Коулман) получает британский трон после смерти короля Вильгельма IV. Государственные мужи — как из местной иерархии, так и из соседних европейских монарших дворов — борются за влияние на юную королеву, до недавних пор еще игравшую в куклы. Но та проявляет несвойственную ее возрасту хватку и силу характера: твердой рукой расставляет фигуры на политической доске, устраняет тех, кто раскачивает лодку, и разбирается со своими любовями, в нужный момент переключившись с умницы лорда Мельбурна (Сьюэлл) на Альберта Саксен-Кобург-Готского (Хьюз). Так начинается правление королевы Виктории — величайшая эпоха в истории Великобритании. 

Одна из главных премьер британского телепрома в 2016 году — историческая драма, где в каждом кадре, каждой складке пышных нарядов, каждом локоне волос чувствуется размах — и замах на долгоиграющее, масштабное зрелище. После закрытия в прошлом году великого сериала «Аббатство Даунтон» канал ITV, главный конкурент BBC в национальных рейтинговых баталиях, пребывал в активном поиске проекта, который должен был занять опустевшую нишу большого английского исторического шоу. «Виктория» воплотила все чаяния телевизионных боссов, собрав у экранов солидную аудиторию и с успехом выйдя на международную арену — сериал купили более 150 стран.


Конечно, равнозначной заменой «Аббатству Даунтон» «Викторию» не назовешь, да и тягаться с более монументальными (в первую очередь с точки зрения драматургии) проектами BBC, вроде недавней «Войны и мира» и прошлогоднего шедевра «Волчий зал», сериалу пока рано. Впрочем, «Виктория» к этому и не стремится — это более романтический извод фирменной британской костюмной драмы. В нем нет «мясистых» злодеев, но много нарядов, любви, красивой музыки и  королевской воли маленькой женщины. «Викторию» уже продлили на второй сезон, на котором, можно не сомневаться, ITV не остановится. 

«КРИЗИС В ШЕСТИ СЦЕНАХ»


Создатель — Вуди Аллен.

В ролях: Вуди Аллен, Майли Сайрус, Илэйн Мэй, Джон Магаро, Рэйчел Броснан.

Бурные и смутные шестидесятые писатель средней руки Сидни Мансингер (Аллен) переживает в благополучной буржуазной скорлупе американского пригорода. Но революционный дух, гуляющий по стране, войдет в его дом без стука в обличье молодой бунтарки Ленни (Сайрус). Девчонку можно назвать знаменитостью: ее фото показывают по ТВ и печатают в газетах, но слава эта специфическая — Ленни в розыске за побег из тюрьмы, куда она угодила за террористическую деятельность. Сидни уходит в пике перманентной истерики, его жена-психоаналитик (Мэй) успокаивает супруга и готовит гостье комнату, а еще один обитатель дома Мансингеров, студент-финансист (Магаро) из семьи друзей, пропитывается революционными настроениями, курит травку и хочет променять свою правильную невесту на бедовую носительницу новой идеологии.

К авантюрному решению попробовать себя в многосерийной телережиссуре Вуди Аллена склонил сервис Amazon. 80 лет (именно столько сейчас Аллену) — прекрасный возраст для дебюта на новой для себя территории. Маэстро честно признался, что ничего не понимает в устройстве современного сериального контента. Это не помешало ему выдать на-гора стройную историю в шести лаконичных (чуть более двадцати минут каждая) главах с высокой плотностью фирменной ироничной рефлексии и даже горсти компетентных гэгов. Кому-то показалось, что ветеран просто поставил галку напротив еще одного своего финансового обязательства (можно не сомневаться, что вербовка живого классика влетела Amazon в копеечку). Аллен же давно превратил кино в лекарство от старости и снял совершенно невесомую штучку, дополнительный шарм которой придает заявленная эпоха: временами сериал смотрится изящной пародией на поздние сезоны «Безумцев».


По общему хронометражу «Кризис в шести сценах» лишь немногим превышает продолжительность ежегодных полных метров Вуди и держится бодрее большинства из них, в первую очередь благодаря спринтерскому получасовому формату. Однако надолго задерживаться на новом месте Аллен не собирается — никакого второго сезона. Вот вам еще один повод не пропустить это шоу.

«ПРОЩЕ ПРОСТОГО»


Создатель — Джо Суонберг.

В ролях: Дэйв Франко, Орландо Блум, Гугу Мбата-Роу, Майк Мэрон, Эмили Ратайковски.

Восемь почти самостоятельных историй об обитателях среднего социального звена Чикаго. Кто-то рисует комиксы, питаясь катастрофами личной жизни; кто-то варит пиво в гараже, вдохновившись косяком на перспективный стартап. Одна семейная пара, избавившись на несколько часов от детей, пробует себя в ролевых секс-играх, другая разнообразит интимную жизнь с помощью мобильного приложения. Так и живут, блуждая в лабиринтах социума 2.0.

Своим сериалом Джо Суонберг, режиссер-трудоголик (семнадцать — !!! — картин за десять лет), ключевая фигура сегодняшнего «инди» и один из апостолов мамблкора, напоминает кинообщественности и подписчикам сервиса Netflix об отцветшим локальном явлении в недрах «независимого» американского кино. «Проще простого» — коллекция изящных, точных в нюансах (как всегда у Суонберга) лирических этюдов, населенных симпатичными героями, которых автор знает и любит.


Новое детище Джо — эдакая антитеза культовому беспросветному мороку «Черного зеркала», другого сериала-антологии, с недавних пор пустившего корни на Netflix. Пока автор «Зеркала» Чарли Брукер тычет вилами под ребра современности, Суонберг мило бормочет о том, что далеко не всегда от мира прилетает обратка, и находит человеческое где-то между айфонами, приложениями и совриском. 

«ТОРЧКИ»


Создатели — Джон Фостер, Дж. Д. Ламонт.

В ролях: Дилан Эдвардс, Дэнни Керрэйн, Роуз Рейнольдс, Гвинет Киуорт, Шон Бин.

Провинциальный хлыщ Кент (Эдвардс), похожий на молодого Боба Дилана, возвращается в родную деревню после несостоявшейся карьеры диджея в большом городе и попадает в объятия школьных друзей-лузеров, окопавшихся в местном гибриде сувенирной лавки и тату-салона. Вчетвером — Кент плюс обязательный для британского ситкома толстяк (его здесь, кстати, зовут Морфеус), темненькая и светленькая — они всю дорогу жрут колеса и курят что-то запрещенное, чтобы хоть как-то разогнать унылый ритм захолустья. Получается по-разному, но всегда смешно, чем бы они ни занимались — будь то поиски в местных полях зарытой заначки экстази или участие в тайной масштабной оргии.

Британский канал E4, заточенный под неформальные молодежные развлечения, славен такими многосерийками, как «Отбросы», «Молокососы» и «Мой безумный дневник». Но даже на фоне своих главных хитов их новое детище «Торчки» выбивается ультимативной безалаберностью на грани с анархизмом. Шесть серий беспробудного кайфа (из которого герои выбираются лишь с одной целью — оказаться «на измене») — зрелище, безусловно, специфическое и рассчитанное на определенную аудиторию.


Но если отбросить предрассудки и погрузиться в химический мир «Торчков», то непременно получишь не только порцию ностальгии по рейвам 1990-х и классный саундтрек, но и адреналиновый заряд едкого хулиганского юмора, оценить который можно и без расширения сознания. Где, спрашивается, вы еще увидите лучшую в мире пародию на кубриковский «С широко закрытыми глазами» или Шона Бина, на протяжении шести серий издевающегося над Недом Старком?