25.12.2016 в 22:05

Готовые к употреблению сериалы 2016 года. Часть 10

Готовые к употреблению сериалы 2016 года. Часть 10

Заканчиваем год на высокой ноте: нуар с Хью Лори «Доктор Шанс», европейский исторический эпик «Медичи: Повелители Флоренции», авантюрный «Ясновидящий», экранизация Дугласа Адамса «Детективное агентство Дирка Джентли» и «Развод» с Сарой Джессикой Паркер. 

«ДОКТОР ШАНС»


Создатели – Александра Каннингэм, Кем Нанн. В ролях: Хью Лори, Итан Сапли, Гретхен Мол, Пол Эделстайн, Лиза Гей Хэмилтон.

На прием к психоневрологу Элдону Чансу (Лори), переживающему болезненный развод, приходит блондинка с виктимно-обволакивающим взглядом Жаклин Блэкстоун (Мол). Она жалуется на провалы в памяти и рассказывает о том, как после очередного избиения бывшим мужем, копом из убойного отдела(Эделстайн), в ней проснулось альтер эго, называющее себя Джеки. Чанс сам не лечит, ограничиваясь консультацией и направлением к компетентному врачу, но в случае с Жаклин/Джеки идет против принципов и по собственной инициативе влезает в темные комнаты ее личной жизни. Со скелетами Блэкстоунов из тьмы прошлого лезут грехи самого Чанса. 

Элдон Чанс — главный герой последнего на сегодняшний день романа калифорнийского писателя Кема Нанна, придумавшего для своего творчества красивый термин «серф-нуар». Любитель серфинга и мрачных греховных коллизий, Нанн лично участвовал в создании многосерийки и на правах демиурга выкрутил показатель нуарности на максимум (видимо, дабы компенсировать полное отсутствие серфа). 


«Доктор Шанс» — породистый нуар в лучших традициях жанра: минорный, обреченно летящий в тартарары под замешанные на психоанализе диалоги и бьющие под дых ремарки. Хью Лори в роли врача, проигрывающего битву своим слабостям, и создатели сериала неминуемо угодят под огонь сравнения сами знаете с каким сериалом. Но с «Доктором Хаусом» «Шанса» не связывает ничего, кроме англичанина, который в новом шоу мужественно отыгрывает лютый мискаст, создавая дополнительное напряжение вокруг человека, оказавшегося заложником своих неверных решений. 

А вот с кем авторы попали в точку, так это с Итаном Сапли, играющим здесь свою лучшую и самую неожиданную в карьере роль. Смотреть «Доктора Шанса» следует хотя бы из-за него — сурового самурая, кладези народной мудрости и ходячей энциклопедии выживания в критических условиях.

«МЕДИЧИ: ПОВЕЛИТЕЛИ ФЛОРЕНЦИИ»


Создатели – Фрэнк Спотниц, Николас Майер. В ролях: Ричард Мэдден, Дастин Хоффман, Брайан Кокс, Стюарт Мартин, Дэвид Брэдли. 

Пышное жизнеописание главного олигархического клана позднего европейского средневековья. Действие стартует в 1429 году со смерти Джованни де Биччи де Медичи (Хоффман) — всесильного флорентийского банкира, придавшего ростовщическим капиталам династии политическое влияние. Сыновья Козимо (Мэдден) и Лоренцо (Мартин) уверены, что отца отравили, но от поисков убийц приходится постоянно отвлекаться на дела государственной важности.

Второй большой сериал 2016 года от итальянского телепрома (первый, «Молодого Папу», напомним, изготовил маэстро Соррентино) и главный хит национального эфира, показавший на старте рекордные рейтинги. 


Создание эпичного полотна итальянский канал Rai 1 доверил американским ветеранам цеха Фрэнку Спотницу и Николасу Майеру. Первый, как и многие его коллеги, вышел из лаборатории Криса Картера и его «Секретных материалов», а потом рулил в спин-оффах «Тысячелетие» и «Одинокие стрелки» и создал «Человека в высоком замке», откуда его попросили после первого сезона. В еще более обширной фильмографии Майера, помимо работы в бондиане («Завтра не умрет никогда») и «Звездном пути» (второй, четвертый и шестой фильмы классической франшизы), имеется даже номинация на «Оскар» — за «Критическое решение» 1976 года. На пару они сотворили масштабное историческое действо, старомодность которого представляется не недостатком, а сознательным творческим методом. 

Получился эдакий телевизионный блокбастер по рецептам средиземноморской кухни: фантастической красоты замки, пейзажи, костюмы и женщины, подковерные политические интриги и голливудские звезды во главе с великим Дастином Хоффманом. В Америке такое в XXI веке практически не делают, но проверенные временем рецепты работают — пусть и для определенной аудитории, пропустившей «золотой век сериала» или просто соскучившейся по подобным развлечениям.

«ЯСНОВИДЕЦ»


Создатель – Лесли Боэм. В ролях: Джеффри Донован, КаДи Стрикленд, Эммануль Шрики, Сьюзан Миснер, Изабелла Росселлини.

«Потерявший рынок» фокусник из Лас-Вегаса Чарли Хэверфорд (Донован) перебирается в Лос-Анджелес и становится индивидуальным предпринимателем в сфере экстрасенсорных услуг. В нескольких надомных салонах Чарли и несколько специально обученных людей многозначительно раздувают щеки, жгут свечи, смотрят в стеклянную сферу и продают всякое мутное зелье — словом, пудрят людям мозги. Но однажды бойфренд одной из клиенток жестоко избивает Чарли (сам виноват: ляпнул, что парень ей изменяет), и в том просыпаются настоящие паранормальные способности. 

Еще одна премьера сервиса Hulu на излете 2016 года. Ветеран Лесли Боэм на заре карьеры написал пятую часть «Кошмара на улице Вязов», а в девяностые отметился двумя громкими, но финансово неблагополучными блокбастерами «Дневной свет» и «Пик Данте». В новом веке Боэм перебрался в телевизор и ваял фантастические проекты — спродюсированный Стивеном Спилбергом минисериал «Похищенный» и недавний «За пределами» с Холли Берри. Словом, ничто не предвещало, что в 2016 году он предложит миру игривый калифорнийский нуар про фальшивых и не очень медиумов, цыган и пончики.


Ведущие продюсеры проекта Марк Джонсон и Мелисса Бернстайн активно участвовали в создании великого сериала «Во все тяжкие», с которым «Ясновидца» сравнивают регулярно, но, скорее, по инерции (хотя кодовое слово «Альбукерке» с экрана все же прозвучит). По залитой в фундамент иронии, несложной психоделической метафизике и не слишком серьезному отношению к бытию, «Ясновидец» ближе к телевизионной инкарнации «Фарго», откуда в шоу перекочевали сразу два брата Герхардта — преступно недооцененный актер Джеффри Донован (по крайней мере, теми, кто не смотрел сериал «Черная метка») и мрачный тип Ангус Сэмпсон. Донован после «Фарго» находится в отменной форме и уверенно солирует в главной роли, подминая под себя весь сериал. Противостоять его энергии может лишь неожиданная Изабелла Росселлини, будто вспомнившая, что когда-то крепко дружила с Дэвидом Линчем. 

«ДЕТЕКТИВНОЕ АГЕНТСТВО ДИРКА ДЖЕНТЛИ»


Создатель – Макс Лэндис. В ролях: Сэмюэл Барнетт, Элайджа Вуд, Ханна Маркс, Фиона Дуриф, Джейд Эшете.

В жизнь тихого мелкотравчатого консьержа Тодда Бротцмана (Вуд) в буквальном смысле слова через окно проникает эксцентричный холерик Дирк Джентли (Барнетт) и берет ошарашенного паренька в напарники (того роль Ватсона дико бесит), сбивчиво тараторя что-то про свой уникальный — да, холистический! — детективный метод. Улики и дедукция побоку — все в мире взаимосвязано, и нужно лишь обнаружить в нагромождении случайностей высшую логику и плыть по этому экзистенциальному потому, собирая пасхалки от вселенной. Точкой отправления нового расследования становится странная смерть в отеле, где работает Тодд. Джентли идет по следу, нанятый самим убитым за полгода до смерти. Поверьте, среди парадоксов сюжета этот — далеко не самый заковыристый. 


Гремучая смесь квантового сай-фая, детектива и фирменного юмора автора «Автостопом по Галактике» Дугласа Адамса. Упаковкой его буйной фантазии в стройный сериал с началом, серединой и концом (пусть и промежуточным — сериал продлили на второй сезон) занимался главный голливудский гик момента Макс Лэндис, сын автора «Американского оборотня в Лондоне» и «Братьев Блюз» Джона Лэндиса и уже самостоятельная творческая единица со своим взглядом на разные жанры (например, на супергероический в «Хронике» и на комедийный в «Ультраамериканцах»). 

Экранизация любого произведения Адамса — сам по себе специальный жанр, рассчитанный на подготовленную публику. Лэндис-младший отчетливо понимает, что творит для специальной прослойки телеаудитории, потому даже не пытается усмирить адамсовское безумие. Зритель дает правильный фидбэк: из всех новинок телесезона у «Дирка Джентли» самые высокие шансы на приобретение культовой славы. Даже не так: сериал уже родился культовым.

«РАЗВОД»


Создатель – Шэрон Хорган. В ролях: Сара Джессика Паркер, Томас Хэйден Черч, Молли Шэннон, Трейси Леттс, Джемэйн Клемент.

На дне рождения подруги Фрэнсис Дюфре (Паркер) вместе с остальными гостями становится свидетелем того, как юбилярка (Шеннон), переборщив с алкоголем, стреляет в своего мужа (Леттс). У того случается сердечный приступ (все, слава богу, живы), а у Фрэнсис — прозрение: она должна бросить своего мужа-строителя (Черч) и начать новую жизнь, поскольку от прежней давно веет подвальной затхлостью. Когда становится понятно, что любовник-профессор (Клемент) явно не готов отправиться с Фрэнсис на новый уровень, женщина дает задний ход и хочет вернуться. Муж, однако, оклемавшись от первого шока о роспуске семьи, занимает оборонительную стойку. Про любовника ему все известно, и дальше — только развод.

Сара Джессика Паркер, главная теледива на сломе веков, вернулась в телевизор и на родной HBO через двенадцать лет после закрытия «Секса в большом городе». Камбэк организовала британская актриса и сценаристка Шэрон Хорган, параллельно делающая чудный ситком «Катастрофа». В «Разводе» Хорган работает в привычном для себя регистре, засыпая зрителя неудобными вопросами и наблюдениями о жизни — в первую очередь, про уставший брак, но также про тех, кто недавно разменял второй полтинник и намерен выбить из последней женской молодости любые приличные дивиденды.


У Хорган отличный слух и слог, потому с целевой аудиторией — той, что взрослеет вместе со звездой «Развода» — проблем возникнуть не должно. Остальным законнектиться с сериалом будет куда сложнее: драматургия у сериала, как ни крути, рыхлая и плоская (за исключением пилота — одного из лучших в этом году). За всех отдувается вовсе не Паркер, а ее напарник Томас Хэйден Черч — удивительный актер с особенным чувством комичного: карикатурность своей роли он превращает из недостатка в оружие массового поражения.

«РИЛЛИНГТОН-ПЛЕЙС»


Создатели – Эд Уитмор, Трейси Мелоун. В ролях: Тим Рот, Саманта Мортон, Нико Мираллегро, Джоди Комер, Джон-Пол Херли.

История серийного убийцы Джона Кристи (Рот), в 1940-50-е убившего в Лондоне восемь женщин. Не стройный «биопик» (что не помешает нам узнать о боевом прошлом героя, работе в полиции и личной жизни), но триптих эпизодов со смещающимся центром тяжести. Сначала повествование ведется от лица жены Кристи Этель (Мортон), тихой жертвы стокгольмского синдрома, потом переключается на Тимоти Эванса (Мираллегро), снимавшего с женой и дочерью комнату в доме Кристи (и казненного за преступления, которые он не совершал), и заканчивается судебным процессом над маньяком.

Мини-сериал от британского флагмана BBC вроде бы в привычном жанре исторической реконструкции и докудрамы, но при этом — неожиданно мрачный и с претензией на очевидную «артхаусность». То, что телепродукт на первой кнопке английского ТВ может быть таким болезненным, страшным и беспросветным, вызывает определенное восхищение. 


Однако этот эксперимент над зрителем не назовешь комфортным — отдохнуть на «Риллингтон-Плейс» не получится. Тим Рот выдает зловещую роль паука, расставившего липкие сети, а Саманта Мортон за отведенное ей сюжетом время (увы, непродолжительное, но виноваты в этом не авторы, а Джон Кристи) создает пугающе правдоподобный образ его соучастника и главной жертвы. Штучный продукт.

«ПЬЯНАЯ ФИРМА»


Создатель — Григорий Констанстантинопольский. В ролях: Михаил Ефремов, Иван Макаревич, Елизавета Боярская, Анна Михалкова, Марат Башаров.

Когда-то Григорий Штучный (Ефремов) был подающим надежды врачом-анестезиологом — самого Ельцина из запоя выводил секретным препаратом собственного изобретения. Но однажды в девяностые Штучный принял политически недальновидное решение и пустил карьеру под откос. Теперь он тихо спивается на месте охранника больницы. Отделение, где работает Штучный, возглавляет красавица Анастасия Григорьевна (Боярская), в которой он узнает свою дочь — давнюю ошибку молодости. У нее проблемная беременность, и чтобы сохранить ребенка, нужны большие деньги. Штучный решает сдуть пыль со своего антизапойного ноу-хау и вместе с соседом-мажором (Макаревич) организовывает «пьяную фирму» по выводу из крутого алкогольного пике.

Культовый режиссер Григорий Константинопольский («Восемь с половиной долларов»), молчавший более пяти лет, возвращается с комедией о лишнем человеке и его взаимоотношениях с главным русским анестетиком. Канал ТНТ выпустил четырехсерийную «Пьяную фирму» в преддверии Нового года, закладываясь, по-видимому, на повторение эффекта, произведенного годом ранее великим фильмом Василия Сигарева «Страна ОЗ». 


Картины двух «независимых» российских режиссеров роднит не только высокая плотность звезд первого эшелона, но и желание проговорить важные вещи про здесь и сейчас. Имея более-менее те же претензии к реальности, Сигарев явно злее, острее и собраннее — потому что трезвее. Константинопольский же постоянно «зашучивает» абсурд происходящего вокруг, но иногда срывается и рубит с плеча (эффект получается не слабее сигаревского). 

У «Пьяной фирмы» абсолютно великий кастинг-лист во главе с Михаилом Ефремовым. Каждый из его фигурантов отводит душу в самых идиотских и маргинальных образах театра абсурда, действуя перпендикулярно сложившемуся амплуа. И таких актерских выходов здесь — не один и не два.


Комментарии (0)