В 1950-е страна перевела дух от потерь военных лет, и у людей появилась потребность в скромных, но доступных жизненных благах. Практически все идеи того времени проходили под лозунгом «дешево и сердито». Это и массовое строительство жилья – малогабаритных хрущевок, и производство бюджетных машин. Нишу народного автомобиля занял «горбатый» ЗАЗ-965, но на его место претендовали и другие модели. Одной из них было детище советского инженера Юрия Долматовского – ИМЗ-НАМИ-А50, больше известное под названием «Белка». 

Наш ответ Западу

В начале 1950-х годов конструкторы НАМИ были воодушевлены идеей создания аналога современных MPV. Используя опыт военных лет и наработки зарубежных автоконцернов, Юрий Долматовский и его коллеги сделали ставку на вагонную компоновку автомобиля и заднее расположение мотора. Такая конструкция позволила сместить сиденье водителя к передним колесам и высвободить место для дополнительного ряда кресел. Эксперименты с концептом НАМИ-013 были впечатляющими: прототип минивэна отличался завидным комфортом и легкостью управления. К сожалению, до серийного выпуска дело так и не дошло.


Схема опытного автомобиля НАМИ-013

В 1955 году Долматовскому выпал шанс принять участие в гораздо более интересном проекте. Вдохновившись успехом немецкого «Жука», советское руководство поручило НАМИ разработать отечественный компактный автомобиль – нечто среднее между мотоциклом и легковушкой. 

ЭТО ИНТЕРЕСНО По одной из версий, «Белка» получила свое прозвище из-за того, что кузов изготавливали в известном своими пушными ярмарками Ирбите. Второй вариант – плавные формы автомобиля чем-то напоминали лесного зверька.

Конечно же, первым делом в ход пошла вагонная компоновка. Переднюю часть кузова полностью модернизировали: носовой отсек и переднюю дверь выполнили единым узлом, а внизу машины установили горизонтальные петли. Чтобы забраться на водительское сиденье, необходимо было поднять всю переднюю часть кузова. Есть мнение, что схема была подсмотрена у европейской «Изетты». Единственная задняя дверь располагалась с правой стороны. 


«Изетта» от BMW – пузырь на колесах

Разработки велись совместно с Ирбитским мотоциклетным заводом. Может быть, именно по этой причине «Белка» получила колеса от мотороллера «Вятка», четырехтактный двухцилиндровый двигатель от тяжелого мотоцикла М-72 и тормоза мотоциклетного типа. Карданные качающиеся оси, дифференциал и главная передача были позаимствованы у «Москвича-401». 

Характеристики одной из модификаций «Белки»:

  • длина – 3,3 м;
  • ширина – 1,5 м;
  • высота – 1,45 м;
  • число мест – 4;
  • колесная формула – 4х2;
  • число цилиндров – 2;
  • мощность – 20 л. с.;
  • рабочий объем двигателя – 746 см3;
  • скорость – 76-80 км/ч;
  • разгон с места до 70 км/ч – 55 секунд.

На суд приемной комиссии были представлены два варианта автомобиля: городская модификация с закрытым кузовом и сельская – с открытым кузовом из стальных панелей. Вторая модель была плавающей. Руководство государства было в восторге от маневренности, размера салона и возможностей «Белки». Но первые же ходовые испытания выявили критичные недостатки: недостаточную герметичность передней двери и проблемы с двигателем – упрятанный в кузов мотоциклетный мотор быстро перегревался. Вслед за этим обнаружились неполадки в подвеске и приводе. В довершение ко всему, Ирбитский завод оказался не готов к массовому выпуску автомобиля. 


Сельский вариант НАМИ-А50

ЭТО ИНТЕРЕСНО Команда Долматовского разработала 5 вариаций ИМЗ-НАМИ-А50, но ни одна модель не была признана готовой к серийному производству. 

Уникальная отечественная разработка так и не стала народной машиной. Эту нишу занял «Запорожец», успешно прошедший все испытания и показавший отличные результаты. Но за его основу все же взяли иномарку FIAT 600 – серийное производство «горбатого» ЗАЗ-965 началось в 1960 году. Многие специалисты считают такое решение правильным и обоснованным: «Белка» с ее слабым мотором, игрушечными колесами и низкой герметичностью мало подходила для огромной страны с далеко не идеальными дорогами и суровым климатом. 

А что дальше?

В 1959 году Renault создала прототип девятисотой модели с задним мотором, внешне очень сильно напоминающий советскую «Белку». Кто кого скопировал? Сказать сложно. В то время идеи буквально носились в воздухе: тот же Volkswagen с 1951 года выпускал заднемоторный Т1, а все производители пристально следили за новинками конкурентов. Информация о «Белке» публиковалась не только в отечественных, но и зарубежных изданиях.


Renault 900

В 1962 году в Москве проходила первая итальянская промышленная выставка, положившая начало сотрудничеству двух стран в области автомобилестроения. На стенде FIAT был представлен футуристический концепт Selene, разработанный кузовным ателье Ghia. 


Ghia Selene

Несмотря на современный дизайн, в очертаниях автомобиля буквально читалась компоновка советской модели НАМИ-013. Уезжая из России, итальянцы преподнесли НАМИ презент – они оставили Selene в России в знак «общности идей». 

К тому времени заднемоторные автомобили выпускались во многих странах, модели с вагонной компоновкой появились даже в США. Десятилетние же труды инженеров НАМИ увенчались серийным выпуском «запорожцев» и четырехколесных мотоколясок Серпуховского завода. Но это уже совсем другая история.