Мир мотоциклов разнообразен — в нем есть место для взлетающих в небо гонщиков мотокросса и технологически совершенных супербайков. Свою нишу заняли и покорители скорости, которые пытаются выжать из железных коней максимум возможного. И у высохшего озера Бонневиль в штате Юта, где установлено большинство рекордов, есть свои легенды и герои.

МАРТИ ДИКЕРСОН и BLUE BIKE 


Многие гонщики, которые однажды приехали в Бонневиль, навсегда прикипают к этой соленой и гладкой пустыне. Они регулярно возвращаются сюда, чтобы поучаствовать в официальных заездах, протестировать байки после модернизации, просто посмотреть на рекорды других. Марти Дикерсон как раз из таких. Побывав тут в начале пятидесятых, он регулярно участвовал в заездах — вплоть до 1997 года. 


Восемнадцатилетним пареньком в 1948 году Марти купил один из самых быстрых на тот момент серийных мотоциклов — Vincent Rapide. Собственно, динамические характеристики машины и привлекли Дикерсона. Несмотря на все достоинства этого байка, продажи его не пошли: американцам он не понравился внешне. Поэтому, когда совсем молодой парень стал одну за другой выигрывать неформальные гонки, ему предложили рекламировать бренд на всем западе США. Во время этих разъездов он и познакомился с Ролли Фри, которому принадлежал рекорд скорости для мотоцикла: в том же 1948-м, в одних плавках и шапочке для душа, в странном лежачем положении он разогнался до 241 км/ч.


Дикерсон в составе команды Ролли Фри в 1950 году приехал в Бонневиль, а уже не следующий год занялся усовершенствованием своего Vincent Rapide, превращая его в покорителя скорости и знаменитый Blue Bike. Именно на нем в 1953 году он разогнался до 237 км/ч, установив рекорд для С-класса, а потом еще почти 45 лет приезжал на «Неделю Скорости». Что интересно, его рекорд продержался целых 20 лет. А в 1996 году Дикерсон на все том же Blue Bike установил рекорд среди винтажных мотоциклов: в 66 лет ему удалось разогнаться до 209 км/ч.

БЕРТ МОНРО И САМЫЙ БЫСТРЫЙ «ИНДИАН»


Историю простого механика Герберта Джеймса «Берта» Монро из далекой Новой Зеландии растиражировали в Голливуде. В фильме Роджера Дональдсона «Самый быстрый “Индиан”» довольно подробно воспроизведены обстоятельства путешествия Берта в США за первым рекордом скорости. Правда, Монро в фильме представлен совсем уж любителем. Да, он действительно жил в гараже, там же занимался мотоциклом, и большинство деталей для его модернизации и ремонта делал собственноручно. Однако среди любителей скорости в своей стране он был достаточно известен. В конце пятидесятых он установил несколько рекордов скорости в Новой Зеландии, а идея участвовать в «Недели Скорости» у него появилась после посещения Бонневиля в 1957 году. После этого он пять лет специально готовил свой «Индиан» к поездке в Штаты.


Для того времени байк был вполне современным, а от родной конструкции двадцатых годов в нем почти ничего не осталось. При этом Монро удавалось каким-то чудом придерживаться среднего для отрасли темпа наращивания мощности двигателя байка. Без научных центров и производственной базы «Индиан» становился каждый год быстрее на 5,2 км/ч. Монро максимально облегчал машину, использовал обтекаемый корпус из углепластика, сверхпрочные сплавы собственного изобретения. Например, шатуны выдерживали нагрузку в 143 тонны.


В общем, установленный в 1962 году рекорд — 288 км/ч — стал результатом основательной работы. Не обошлось и без удачи. Судьи не хотели допускать Монро к заездам, но помогло заступничество уже упомянутых здесь Марти Дикерсона и Ролли Фри. Впоследствии Берт еще девять раз приезжал в Бонневиль и несколько раз улучшал свой результат — максимальный показатель был зафиксирован в 1967 году и составил 305 км/ч. На самом деле, и это был не предел. В квалификационном заезде «Индиану» Монро удалось преодолеть отметку 331 км/ч, но официально это зарегистрировано, увы, не было. 

ДОН ВЕСКО И 18 РЕКОРДОВ


16 лет продержалось достижение Дэйва Кампоса, установленное на Easyriders Streamliner еще в 1990 году. До конца века побить его 518 км/ч никто так и не смог. Но если спросить специалистов и энтузиастов, кто самый авторитетный и уважаемый покоритель скорости в XX веке — большинство назвало бы Дона Веско.

Веско начал карьеру гонщика вполне традиционно для послевоенной Америки: сначала гонял на любительских городских стартах, а в какой-то момент его наняла Honda для рекламы своих байков. В 60-е Дон ездил по всей стране, участвовал в различных соревнованиях, в том числе и дрэг-рейсерских, затем перешел в Yamaha и стал профессионалом, на счету которого даже была победа в Дейтоне. Но все самое главное в его жизни будет связано с соленой поверхностью Бонневиля. 


В 1970 году после недолгой подготовки он с нескольких попыток на мотоцикле Big Red, обтекаемый кузов которого был сделан из топливного бака самолета, установил рекорд в 405 км/ч. Достижение продержалось всего лишь месяц. К следующему рекорду Дон Веско готовился целых пять лет. На помощь пришли инженеры Yamaha, которые адаптировали к его стримлайнеру Silver Bird два двигателя TZ750. В этот раз Веско удалось преодолеть отметку 300 миль в час и поднять планку рекорда до 487 км/ч. Через три года, уже с помощью Kawasaki, он улучшил свой прежний показатель: новый мотоцикл Lightning Bolt смог разогнаться до 509 км/ч.


Рекорд продержался 12 лет, но самое интересное было еще впереди. В 2001 году 62-летний Дон пересел на автомобиль Vesco Turbinator и уже на нем разогнался до 737 км/ч! Это достижение не превзойдено до сих пор. В общей сложности Веско установил 18 рекордов скорости.

ГАЙ МАРТИН И TRIUMPH INFOR ROCKET STREAMLINER


Мотогонщики всегда подвергали себя куда более серьезному риску, чем спортсмены, сидящие за рулем защищенного, специально оборудованного автомобиля. Конечно, в последнее время общая тенденция направлена на то, чтобы остановить скорбный счет смертей. Тем удивительнее, что есть люди, которые по-прежнему не знают страха и выжимают из своих железных коней максимум. Гай Мартин — именно такой человек.

Гоночную карьеру Мартина нельзя называть успешной. Он хорошо стартовал, но так и не смог подняться на очень важную ступеньку — выиграть гонку «Турист-Трофи» на острове Мэн. Это самая опасная трасса в мире: в 2016 году на ней погибло пять человек, а всего с 1907 года — 248. Несмотря на хорошее время, лучшим результатом Гая было второе место. Гонщик дважды попадал здесь в аварии и получал тяжелые травмы. Впрочем, вряд ли причиной ухода Мартина из мотоспорта стал смертельный риск.


По мнению критиков Гая, среди которых был и его тренер, тот, напротив, слишком любит рисковать и выжимать из байка бешеную скорость, и это мешало ему хладнокровно вести гонку. Как результат, гонщик пропустил главные старты сезона и сосредоточился на работе на телевидении и покорении рекорда скорости. 

В 2015 году именно Мартина Triumph Motorcycles пригласила для штурма Бонневиля. Компании принадлежало несколько мировых рекордов скорости. Правда, последний раз самым быстрым мотоциклом на базе модели Triumph стал Special Gyronaut X-1 Streamliner в далеком 1965 году. С тех пор компания несколько раз пыталась покорить Бонневиль, но неудачно.


Для Мартина подготовили 1000-сильный Rocket Streamliner Triumph Infor. По прогнозу конструкторов машина может достичь скорости в 640 км/ч. Увы, пока добиться этого не удалось: в прошлом году — из-за полученной травмы гонщика, а в этом подвел сам стримлайнер (он несколько раз падал и в целом плохо слушался пилота). Но все же один рекорд Гай Мартин и Triumph на свой счет записали: в одном из заездов байк удалось разогнать до 440 км/ч. Быстрее мотоциклы Triumph еще не ездили.

ЛЕСЛИ ПОРТЕРФИЛД И «КЛУБ 200 МИЛЬ»


Среди участников «Недели Скорости» в Бонневиле существует один почетный клуб. В настоящий момент в нем всего пятьсот гонщиков: чтобы попасть в их число, нужно всего лишь выжать из своего транспортного средства скорость 200 миль в час (примерно 320 км/ч). Долгое время из представительниц прекрасного пола в клуб входила только Марсия Холли: на стримлайнере Дона Веско Lightning Bolt в 1978 году она разогналась до 370 км/ч. Почти 30 лет знаменитую каскадершу и мотогонщицу на этой вершине никто не беспокоил.


Только в 2007 году у нее появилась компания. Лесли Портерфилд на разогнанном, но все же вполне серийном мотоцикле Honda CBR1000RR во время пробного заезда приблизилась к заветной отметке — оставалось только подтвердить заявку во время официальной гонки. Увы, в том году сделать это не удалось: на скорости 176 км/ч Лесли потеряла управление. Семь сломанных ребер, пробитое легкое и сотрясение мозга отодвинули штурм на год.


В 2008 году заезд оказался для Портерфилд удачным: она смогла превысить клубный норматив. Пересев на основательно заряженную Suzuki Hayabusa, Лесли долетела до отметки 336 км/ч. Но гонщица решила не останавливаться на достигнутом. Год спустя она все-таки побила рекорд Марсии Холли: 32-летней Лесли Портерфилд удалось выжать из своего байка 374 км/ч!